Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я    

Содержание

А

  •  Аврех_А_Я
  • Б

  •  Бухарин_Н_И
  • В

  •  Васильев_Южин_М_И
  • Д

  •  Дарт_Р
  •  Деев-Хомяковский_Г_Д
  • З

  •  Заулошнов_А_Н
  • К

  •  Какурин_Н_Е
  •  Кудряков_Н_Н
  •  Кухтевич_И_В
  • Л

  •  Литвин-Седой_З_Я
  •  Любищев_А_А
  • М

  •  Маркс_К
  • П

  •  Поляков_Ю_М
  •  Пребиш_Р
  • С

  •  Сарнов_Б_М
  •  Семенов_ Ю_И
  •  Сказкин_С_Д
  •  Смирнов_И_В
  • Ч

  •  Чехов_А_П
  • Э

  •  Энгельс_Ф
  • Я

  •  Яковлев_А_Г
  •  
    текущий раздел  ::  Персоналии /  С /  Семенов_ Ю_И
    Персоналии

    Семенов_ Ю_И

    СЕМЕНОВ Юрий Иванович (р. 05.09.1929) — российский историк и философ, специалист по теории познания, философии истории, этнологии, истории первобытного и раннеклассового общества; кандидат философских наук, доктор исторических наук.

    Родился в г. Свердловске. Окончил исторический факультет Красноярского государственного педагогического института (1951), отделение философии курсов преподавателей общественных наук при Уральском ун-те (1952).

    С 1952 г. — старший преподаватель, затем доцент Красноярского пединститута, с 1962 г. — заведующий кафедрой философии Рязанского медицинского института, с 1967 г. — профессор, с 1980 г. — заведующий, с 1984 г. — профессор кафедры философии Московского физико-технического института. В 1968–1970 гг. — по совместительству старший научный сотрудник сектора методологии истории Института всеобщей истории. С 1972 г. — по совместительству последовательно старший, ведущий, главный научный сотрудник Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН). С 2000 — по совместительству профессор кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета.

    Кандидатская диссертация — «Возникновение и основные этапы развития труда» (Томский государственный университет, 1956). В качестве докторской диссертации защищена в 1963 г. в Институте этнографии АН СССР монография «Возникновение человеческого общества» (Красноярск, 1962). Профессор по кафедре философии (1964).

    Раскрыв неразрывную связь становления человека с формированием общества, ввел понятие антропосоциогенеза и создал целостную теорию этого процесса. Дал свое собственное решение проблем происхождения производства, социально-экономических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Разработал схему эволюции семейно-брачных отношений, в которой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивидуального брака: протоэгалитарный, патриархический и и неоэгалитарный. Предложил новую периодизацию первобытной истории. Особо была выделена эра становления человека и общества (антропосоциогенеза, праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн. лет. Период от завершения антропосоциогенеза до возникновения классов и государства (первобытного общества) был подразделен на эпохи раннего первобытного (первобытно-коммунистического), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) общества.

    Создал теорию первобытной экономики и проследил объективную логику развития социально-экономических отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения древнеполитарного ("азиатского") способа производства. Выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил свое решение проблемы становления частной собственности, классов и государства. Разработал концепцию собственности вообще и частной собственности в особенности. Подразделил последнюю по одному признаку на полную и верховную, по другому — на персональную, групповую и общеклассовую. Выявил существование и раскрыл сущность таких способов производства, как крестьянско-общинный, доминарный, магнарный и нобиларный. Выделил шесть основных типов предклассового общества и показал многообразие вариантов перехода к классовому обществу. Создал теорию древнеполитарного ("восточного") способа производства и соответственно древнеполитарного общества, в частности выделил два основных его вида (орбополитапризм и урбополитаризм) и три его варианта (политобщинный,политодоминарный и политомагнарный) . Выявил бытие в в истории человеческого и иных, кроме древнеполитарного, политарных, т.е. основанных на общеклассовой частной собственности, способов производства (полиснополитарный в Спарте, античнополитарный в Римской империи, абсолютополитарный в Западной Европе, державополитарный в России, политарно-капиталистический и неополитарный).

    Разработал понятие "общественно-экономический уклад" и раскрыл его значение для анализа социально-экономического строя общества. Ввел понятие общественно-исторического подуклада. Проанализировал категорию «производительные силы общества» и выявил еще два, кроме прогресса техники, способа повышения уровня их развития — темпоральный и демографический. Ввел в качестве исторических и философско.-исторических категорий понятия социоисторического организма (социора), геосоциальных и демосоциальных организмов, социорной системы, исторического гнезда, исторической арены, исторического центра и исторической периферии, мировой (центральной) исторической системы, центрального и всемирного исторического пространства, исторической зоны, общественно.-экономической параформации. Разработал концепцию межсоциорных связей в мировой истории и ввел ряд новых понятий (социорная индукция, супериоризация, латериализации, ультрасупериоризации и др). Создал глобально-формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории.

    Проанализировал развитие Руси-России от истоков до наших дней. Установил, что в конце XIX в. России оказалась в зависимости от западной мировой капиталистической системы и в ней соотвественно утвердился периферийный капитализм. Тем самым была раскрыта сущность Великой Октябрьской революции 1917 г. Её объективная задача состояла не в утверждении социализма, а в освобождении России от зависимости от Запада и тем самым в ликвидации периферийного капитализма. Она была не социалистической, а социорно-освободительной и тем самым антикапиталистической. В силу недостаточного уровня развития производительных сил в России после победы революции ней начался процесс становления частной собственности в форме общеклассовой частной собственности, который завершился возникновением неополитарного общества. Вскрыл роль неополитаризма в мировой истории. Дал анализ современного человеческого общества и выявил основные тенденции его развития, в частности ввел понятия глобального классового общества и глобальной классовой борьбы.

    Развил теорию этноса и нации. Доказал, что этносов в первобытную эпоху не было. Слово «народ» применительно к этому времени означает не этнос, а конгломерат демоциальных организмов с общими культурой и языком. Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности. Индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, как членов этноса, а наличие общего отечества. Нация есть явление не этническое, а прежде всего политическое.

    Разработал концепцию не только происхождения, но и эволюции религии. Последовательно возникающие формы первобытной религии — магия, оменализм и мантика, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм), политеизм. Стадиями в развитии религии классового общества являются сервиологические (традиционно-ритуальные) и сотериологические конфессии.

    В области теории познания занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творческого характера человеческого познания. Уточнил понятие детерминизма вообще, детерминизма в истории в частности

    Соч. (основные):

    Возникновение и основные этапы развития труда // Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та. Т. 6. Вып. 2. 1956;

    К вопросу о первой форме классового общества // Там же. Т. 9. Вып. 1. 1957;

    Как возникло человечество. М., 1966.;

    Категория "социальный организм" и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966, № 8;

    К определению понятия "нация" // Народы Азии и Африки (далее – НАА). 1967. № 4;

    Детерминизм абсолютный (лапласовский) и детерминизм диалектический // Философские проблемы современной физики. М., 1969;

    Познание и творчество // Современная физика и проблемы марксистско-ленинской теории познания. М.,1972;

    Происхождение брака и семьи, М.,1974;

    Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации. Проблемы теории. М., 1978;

    Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии // Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1980;

    Общественно-экономические уклады // Теория общественно-экономической формации. М., 1982;

    Об особенностях развития производительных сил докапиталистических классовых обществ // Философские науки. 1985. № 1;

    Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985;

    Социально-экономический строй Древнего Востока: Современное состояние проблемы // НАА. 1988. № 2;

    На заре человеческой истории. М., 1989;

    О первобытном коммунизме, марксизме и сущности человека // Этнографическое обозрение (далее — ЭО). 1992. № 3;

    Об "архаическом обществе", классогенезе, политогенезе и еще о десятке подобного же рода сюжетов // Восток. 1993. № 5;

    Переход от первобытного общества к классовому: Пути и варианты развития // ЭО. 1993. № 1. № 2;

    Россия: Что с ней случилось в 20 веке // Российский этнограф. Вып. 20. М., 1993;

    Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Ч.Ч. 1-3. М., 1993;

    Этнология и гносеология // ЭО. 1993. № 6;

    Война и мир в земледельческих предклассовых и ранних классовых обществах // Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. Т. 2. М., 1994;

    Материалистическое понимание истории: За и против // Восток. 1995. № 2;

    Россия: Что с ней было, что с ней происходит и что ее ожидает в будущем. М., 1995;

    О проблеме истины в научном познании // Диалог. 1996. № 9;

    Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. М.,1996;

    Введение во всемирную историю. Вып. 1. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. М., 1997;

    Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество (далее — ФиО). 1997. № 1;

    О русской религиозной философии конца XIX - начала XX века // ФиО. 1997. № 4;

    Формы общественной воли в доклассовом обществе: Табуитет, мораль и обычное право // ЭО. 1997. № 4;

    Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // ФиО. 1998. № 3;

    Предмет этнологии (этнографии) и основные составляющее ее научные дисциплины // ЭО. 1998. № 2; .

    Введение во всемирную историю. Вып. 2. История первобытного общества. М., 1999;

    Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. М., 1999.

    Введение во всемирную историю. Вып. 3. История цивилизованного общества (XXX в до н.э. — XX в, н.э.) М., 2001;

    Философия истории. Общая теория, проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М., 2003.

    Библ.:
    Списки научных трудов Ю.И. Семенова // Советская этнография. 1989. № 5 (публикации 1956-1989 гг.);

    Этнографическое обозрение. 1997, № 1 (публикации 1990-1996 гг.); 1999, № 5 (публикации 1977–1999);

    Философия и общество. 2000. № 2.

    Лит.:>

    Миллибанд С.Д. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов. Т. 2. М., 1995. С. 383-384;

    Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002. С. 869–870;

    Муравьев Ю.А. Слово об Учителе // Россия. Духовная ситуация времени. 1999, № 3-4. С. 126-133;

    Gellner E. F Russian Marxist Philosophy of History // Soviet and Western Anthropology. London, 1980;

    Idem. State and Society in Soviet Thought. Oxford, 1988.
     
    главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
    Программист - Odd
    Редизайн - Yurezzz

    © 2004