Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

Новости
03.08.2014 :: Статья Юрия СЕМЕНОВА \'Советские историки о становлении классового общества в древнем Китае\'

07.11.2009 :: Новелла Антона Павловича ЧЕХОВА \'В Москве\', 1891 г.:  \'...очень умный и необыкновенно важный, косой от зависти, с громадной печен­кой, желтый, серый, плешивый, брожу я по Москве из дому в дом, задаю тон жизни и всюду вношу что-то желтое, серое, плешивое...\' Истмат.РУ посвящает публикацию Николаю Карловичу СВАНИДЗЕ

22.06.2008 :: Небольшая, но исключительно насыщенная статья Юрия СЕМЕНОВА \'Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек\'

21.06.2008 :: Обновлен список печатных научных работ Ю.И. Семенова

04.05.2008 :: Заметка Александра БЛОКА \'Что сейчас делать?..\' написана 90 лет тому назад - в мае 1918 года. В ней высказаны чрезвычайно актуальные сегодня мысли: \'...надлежит знать, что той России, которая была, — нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе <...>... надлежит ... не забывать о социальном неравенстве, не унижая великого содержания этих двух малых слов ни «гуманизмом», ни сентиментами, ни политической экономией, ни публицистикой. Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное.\'

09.01.2008 :: Статья Ф. Энгельса \'Марка\' - одно из центральных произведений, раскрывающих тему \'второго издания крепостничества\' в остэльбской Европе: \'Крепостное право для немецких крестьян в Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурге, Силезии утвердилось с середины, а в Шлезвиг-Гольштейне — с конца XVI столетия и все больше приобретало характер всеобщего закабаления крестьян.<...>
Капиталистический период возвестил в деревне о своем пришествии как период крупного сельскохозяйственного производства на основе барщинного труда крепостных крестьян...
\'

07.01.2008 :: В продолжение темы социально-экономической истории Центральной и Восточной Европы и \'второго издания крепостного права\' - статья Ф.  Энгельса \'К истории прусского крестьянства\' (1885 г.)

10.08.2007 :: Сергей Данилович СКАЗКИН: статья \'Основные проблемы так называемого \'второго издания крепостничества\' в Средней и Восточной Европе\' (1958). Этой работой Истмат.РУ начинает подборку материалов,  посвященных начавшемуся в 16 веке превращению Центральной и Восточной Европы в периферию, эксплуатируемую Западной Европой, где в это время происходит становление \'нормального\' капитализма.  

17.07.2004 :: Истмат.РУ в эфире

 
текущий раздел  ::  От редактора / 
Право на революцию
Николай КУДРЯКОВ

ПРАВО НА РЕВОЛЮЦИЮ

"... Революция - это зараза... Ее надо бояться, как в средние века люди страшились чумы. Ее в XXI веке надо поставить вне закона, как термоядерную войну."

Это написал Юрий Богомолов в статье "Дюжину ножей в спину революции" ("Известия", 11.01.05). Написал, будучи российским либералом и к российским же либералам обращаясь. Автор предостерегает братьев по классу от соблазна учинить в России "оранжевую революцию". Автор считает, что святая цель - утверждение в России либеральных ценностей, несовместима с порочными средствами - использованием уличной толпы.

Автор понимает: "плодово-цветочные революции" - это не революции, а политтехнологические шоу. Автор напоминает: целью и результатом этих шоу является не разрешение реальных проблем, а передел власти. Автор указывает: шоуменами и массовкой  руководят режиссеры и спонсоры.

Но почему автор, ccылаясь на примеры виртуальных революций, объявляет злом революцию подлинную - то есть приводящую к коренному обновлению социального бытия? Почему он ничего не говорит о великих народных революциях - в Нидерландах, в Англии, в Северной Америке, во Франции?

А дело в том, что господин Богомолов - либерал. То есть - носитель элитарного сознания. То есть - человек, глубоко презирующий подлую чернь, она же - плебс, она же - демос. Все дело в принципиальном антидемократизме людей, которые называют себя либералами. Кстати, говоря о принципиальной разнице между либералом и демократом, хотелось бы напомнить, что в России никогда не было и быть не может никаких иных демократов, кроме демократов-революционеров.

Ю. Богомолов, будучи либералом, ничего не помнит ни об одной из великих европейских революций, именно потому, что они были воплощением широких народных движений, когда подлая чернь становилась творцом истории, когда низы осознавали свои интересы и активно их отстаивали. Эти революции побеждали потому, что в этих революциях выдвигались вожди и трибуны, апеллирующие к народу и способные повести народ за собой.

Дело даже не в том, что результат подлинной революции - это либо установление, либо упрочение и углубление демократии (наш либерал, конечно, ничего не слышал ни о "Декларации прав человека и гражданина", ни о "Билле о правах", ни о чем другом подобном). Дело в том, что всякая подлинная революция не только устанавливает и углубляет демократию в своем итоге, а в том, что в своих истоках, в самом своем совершении всякая великая революция - это демократия в чистом виде. "Бостонское чаепитие" и поход женщин на Версаль - вот что такое демократия. "Боже, не дай чем-нибудь ослабить воодушевление народа" - примерно так выразился один английский парламентарий, глядя на толпу, собравшуюся у входа в Вестминстерский дворец 27 декабря 1641 года. И поскольку российскому либералу воодушевление народа абсолютно не нужно, поскольку либерал - это враг всякой подлинной демократии, постольку он является врагом всякой революции.

*   *   *

Август-91 - это революция, которой не было. Как отмечал Ленин: "Переворот может назреть, а силы у революционных творцов этого переворота может оказаться недостаточно для его совершения, - тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия".

В России во второй раз строится капитализм без победы буржуазно-демократической революции. В сегодняшней России (как и положено для периферийного капитализма) буржуазия не является политически эмансипированным и политически господствующим классом. И сегодняшний либерал почему-то сетует на то, что вместе с капитализмом в России не установились права и свободы, характерные для буржуазной демократии!

Сегодняшний либерал забывает, что борцы с действительно исчерпавшей себя советской политической и экономической системой "революционными творцами" назревшего переворота не были. А к власти они не пришли в том числе и потому, что, как писал известный капиталист Энгельс, "без помощи рабочего класса буржуазии никогда не удастся добиться полного социального и политического господства над нацией". Но чтобы российский либерал обратился за помощью и поддержкой к, извините, рабочему классу, - еще раз извините! А по мнению того же Ленина, "... буржуазная демократия ... принимает тот или иной вид, воспитывается в той или иной традиции, признает тот или иной минимум демократизма, смотря по тому, насколько гегемония переходит в решающие моменты национальной истории не к буржуазии, а к "низам", к "плебейству"..." И поскольку в событиях конца 80-х -начала 90-х низы не становились гегемоном ни на один день, ни на один час, то поэтому никакой минимум демократизма нынешним российским государством не признается.

Народное восстание 19-21 августа 1991 года ограничилось народным гулянием. И никто из тех, кто называл и называет себя демократами, низы к гегемонии не вел и не призывал. Но при этом Ю. Богомолов почему-то упрекает российских либералов в том, что-де сегодня они, как и когда-то, не хотят внимать предостережениям автора "Бесов". Да как можно с персонажами "Бесов" отождествлять участников широкого народного движения - грандиозных забастовок в промышленных центрах и крестьянских беспорядков в нищающей и вымирающей деревне, - движения, вылившееся в великую народную революцию! Еще труднее найти примеры участия в этом движении российских либералов. И поэтому российская буржуазия не имеет никакого политического веса. И поэтому вид, который приняла нынешняя буржуазная демократия в России, столь похабен и омерзителен.

Вопрос теперь только в том, насколько затянется гниение.

*   *   *

Ю. Богомолов заметил, что если просвещенная Европа сравнительно легко "переболела марксизмом", то в России и в Китае революции приняли масштаб и характер, для просвещенных стран и народов не вполне характерный. Действительно, великие народные революции, прокатившиеся по миру на рубеже 19 - 20 веков - на Филиппинах, на Кубе, в Мексике, в Иране, в Китае, в Турции и в России - весьма отличались от великих народных революций, произошедших когда-то в Западной Европе и Северной Америке. Время буржуазных революций к концу 19-го века прошло. "Развитие капитализма вширь" привело не к расширению числа стран с "нормальной рыночной экономикой", а к созданию колоссальной периферии, зависимой от этих стран и эксплуатируемой этими странами. (Япония стала единственным исключением).

Главная задача, которая решалась в этих странах в ходе этих революций - это выход из состава этой периферии и сокрушение у себя того общественного устройства, которое в середине 20-го века будет названо "периферийным капитализмом". Из всех стран, пытавшихся на рубеже 19-20 веков совершить социорно-освободительную революцию, Россия оказалась первой и на долгие годы единственной, кому удалось это сделать. Натурально, Ю. Богомолов ничего не говорит ни о первой волне освободительных революций, прокатившихся по миру 100 лет тому назад, ни о второй, которая началась в 1945 году, и главным событием которой стало образование КНР.

Другое дело, что после победы этих революций во всех этих странах складывалась экономика мобилизационного типа, и возникали соответствующий этой экономике деспотические политические режим.

Другое дело, что после того, как этот тип экономики себя исчерпывал, возникала необходимость в изменении типа общества.

Другое дело, что почти во всех этих странах вместо назревших реформ и революций происходили или бархатные политтехнологические шоу, или верхушечные перевороты, организованные полностью разложившимися и переродившимися элитами. И в результате эти народы в большинстве своем оказались в том же месте и в том же качестве, где они были когда-то - на периферии мировой капиталистической системы в качестве вассалов и данников промышленно развитых стран.

И что это доказывает? Что не надо было браться за оружие - кому в 1905-м и в 1917-м, кому в 1945 -м? Нет! Это говорит о том, что в третьей волне социорно-освободительных революций, перед необходимостью которой сегодня стоит человечество, вместе с народами, которые впервые поднимутся на борьбу, будут вновь участвовать и те, кто в конце XX века умудрился утратить свою экономическую и политическую независимость, обретенную в начале или в середине столетия.  И эта третья попытка не будет успешной и даже не сможет начаться, если в ней не будет участвовать Россия.

Четвертая русская революция как составная часть и начало третьей волны освободительных революций - вот национальная идея, исторический выбор и исторический долг сегодняшней России. От призрака этой революции сегодня пытаются откреститься или промыванием мозгов по рецептам Уварова и Победоносцева (как это делает Николай Сванидзе), или истерическими заклинаниями (как это делает Юрий Богомолов).

Я с трудом представляю себе российского либерала, который, как от этого предостерегает Ю. Богомолов, считал бы революцию средством спасения и возрождения России. Революции и демократии российский либерал действительно должен бояться как атомной войны.

Думать о революции, хотеть ее, приближать ее и участвовать в ней - это удел и выбор совсем других людей.

Январь 2005 г.
Август-91: что привело советских инженеров к стенам \'Белого дома\'
Аминь или Банзай?
Атомная тревога
Беспощадно честное знание
В России всё спокойно?
Виртуальная монархия фельдмаршала Гинденбурга
Высокий класс среднего уровня
Дали стране угля
Другая \'восьмерка\'
Забастовка, которой не было
Из глубины идет домой
К нам ломится чудовище
Командор танцует танго
Крылатый металл для обреченных ползать
Мы поедем на таксо
О медведях, волках и баранах
От кого защищать отечество?
Право на революцию
Принести в жертву олигархию
Продление ресурса или продление агонии?
Продление ресурса или продление агонии? - 2
ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ
Революция говорит по-русски
Россия атомная: 23 ступени вниз
Средний класс - это те, чьи дети не воюют в Чечне
Сто дней одиночества
Тест
Упражнения с лентой
Царские шмотки
ШЕСТАЯ БАСТИОННАЯ
`Измените мир, он в этом нуждается!` Тезисы 100-летию Октябрьской революции.
 
главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
Программист - Odd
Редизайн - Yurezzz

© 2004