Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

Новости
03.08.2014 :: Статья Юрия СЕМЕНОВА 'Советские историки о становлении классового общества в древнем Китае'

07.11.2009 :: Новелла Антона Павловича ЧЕХОВА 'В Москве', 1891 г.:  '...очень умный и необыкновенно важный, косой от зависти, с громадной печен­кой, желтый, серый, плешивый, брожу я по Москве из дому в дом, задаю тон жизни и всюду вношу что-то желтое, серое, плешивое...' Истмат.РУ посвящает публикацию Николаю Карловичу СВАНИДЗЕ

22.06.2008 :: Небольшая, но исключительно насыщенная статья Юрия СЕМЕНОВА 'Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек'

21.06.2008 :: Обновлен список печатных научных работ Ю.И. Семенова

04.05.2008 :: Заметка Александра БЛОКА 'Что сейчас делать?..' написана 90 лет тому назад - в мае 1918 года. В ней высказаны чрезвычайно актуальные сегодня мысли: '...надлежит знать, что той России, которая была, — нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе <...>... надлежит ... не забывать о социальном неравенстве, не унижая великого содержания этих двух малых слов ни «гуманизмом», ни сентиментами, ни политической экономией, ни публицистикой. Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное.'

09.01.2008 :: Статья Ф. Энгельса 'Марка' - одно из центральных произведений, раскрывающих тему 'второго издания крепостничества' в остэльбской Европе: 'Крепостное право для немецких крестьян в Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурге, Силезии утвердилось с середины, а в Шлезвиг-Гольштейне — с конца XVI столетия и все больше приобретало характер всеобщего закабаления крестьян.<...>
Капиталистический период возвестил в деревне о своем пришествии как период крупного сельскохозяйственного производства на основе барщинного труда крепостных крестьян...
'

07.01.2008 :: В продолжение темы социально-экономической истории Центральной и Восточной Европы и 'второго издания крепостного права' - статья Ф.  Энгельса 'К истории прусского крестьянства' (1885 г.)

10.08.2007 :: Сергей Данилович СКАЗКИН: статья 'Основные проблемы так называемого 'второго издания крепостничества' в Средней и Восточной Европе' (1958). Этой работой Истмат.РУ начинает подборку материалов,  посвященных начавшемуся в 16 веке превращению Центральной и Восточной Европы в периферию, эксплуатируемую Западной Европой, где в это время происходит становление 'нормального' капитализма.  

17.07.2004 :: Истмат.РУ в эфире

 
текущий раздел  ::  От редактора / 
От кого защищать отечество?
Николай КУДРЯКОВ

От кого защищать отечество?

В романе "Война и мир" есть такой эпизод. В Москву прибывает император Александр I. В толпе москвичей, желающих засвидетельствовать почтение государю, находится юный Петя Ростов - и вся сцена представлена его глазами. Собственно, государя Петя не увидел. Он видел повсюду, куда ни повернись, одно и то же - людей, рвущихся вперед, расталкивающих друг друга, и со зверскими (именно так Лев Николаевич выразился) лицами кричащих "ура".

Откуда Лев Николаевич, спустя полвека после описываемых событий, мог знать, с какими лицами народ кричал "ура" при встрече с государем? Ну, во-первых, сочиняя роман, он, что называется, изучал эпоху - работал с письмами, дневниками и воспоминаниями живших тогда людей. Но самое главное - он хорошо знал современную ему Россию. И хорошо понимал, что обычай со зверским видом кричать "ура" в России не вчера возник и не завтра исчезнет.

И вот сегодня, даже не полвека, а без малого двести лет спустя после событий, описанных в романе, мы видим, как с трибун и из президиумов люди - депутаты, министры и губернаторы,- расталкивая друг друга, со зверскими лицами кричат "ура". Кричат и в адрес обожаемого монарха, и по всякому поводу, и без всякого повода.

За примерами далеко ходить не надо. Как сплошное и нескончаемое "ура государю" построил свою предвыборную кампанию ныне действующий губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков. Выкатив груди, расталкивая друг друга и с пеной у рта губернаторы и мэры прокричали "ура" отмене прямых губернаторских выборов.

В нынешней России даже выделен специальный день, когда российский бомонд - деятели культуры и отцы церкви, депутаты всех уровней и сенаторы, губернаторы и мэры - в общем, все, кому сегодня на Руси жить хорошо, -  разум и человеческий облик теряют окончательно. Этот день - 12 июня. Один из самых позорных и трагических дней отечественной истории эта толпа, стоящая у трона, отмечает как главный государственный праздник. Все они в этот день с особенно зверским видом кричат "ура". И тогда, и сейчас вот это безумное "ура" они считают проявлением "национального согласия", считают проявлением - чего бы вы думали? - патриотизма и любви к отечеству.

И вспоминаются слова другого классика - Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, - как всегда, автора остро современного и актуального:

"Это была скорбная пора: это была пора, когда моему встревоженному уму впервые предстал вопрос: что же, наконец, такое этот патриотизм, ... с которым, в столь решительную для отечества минуту, самый последний из прохвостов обращается самым наглым и бесцеремонным образом?"

И понятно, что это за такой патриотизм, - вернее, что это такое эдакое выдается под видом патриотизма. За любовь к отечеству выдается любовь к вышестоящим. За патриотизм - и тогда, и сейчас - выдается обыкновенная покорность, обычная безропотная готовность быть подъяремным животным - и не сметь поднять голову, не сметь открыть глаза, не сметь подать голос. Как сказано у того же Михаила Евграфовича, "любовь к отечеству, чувство, бесподобное само по себе, приобретает еще большее значение, если взглянуть на него как на одно из самых могущественных административных подспорьев..."

Если жизнь в России будет катится по накатанной за последние годы колее, то очень скоро требования повышения зарплат и пенсий будет расцениваться как измена отечеству и пособничество международному терроризму.  

*   *   *

Подлинный патриотизм -это такой уровень развития души и разума, который делает человека человеком и мужчину - мужчиной.

Патриотизм начинается с обостренного чувства справедливости, с сочувствия к униженным и оскорбленным. Точное значение слова "патриот" - это участник борьбы за освобождение своего народа от национального и социального угнетения, борьбы против прогнивших политических режимов, против обнаглевших верхов.

В конце XVIII века словом "патриот" называли тех французов, кто боролся против короля, против внутренней и внешней контрреволюции, кто участвовал в отражении интервенции. Иначе говоря, на великом и могучем французском языке патриот - это значит якобинец. На итальянском патриот - это карбонарий.

Разговор о патриотизме на русском языке в сегодняшней России следует начинать с рассказа о  декабристах и народовольцах. В России патриотами были те, кто боролся с крепостничеством и самодержавием, потом - с тем же самодержавием и с поставленным этим самодержавием себе на службу русским капитализмом. С тем самым русским самодержавием и тем самым русским капитализмом, которые в конце XIX века отдали Россию - целые отрасли российской экономики и целые губернии во владение западных кредиторов и инвесторов.

Кстати, если говорить о патриотическом воспитании, то знают ли, например, нынешние школьники, что русский внешний долг был самым большим в мире? Знают ли они, что русская революция, первые раскаты которой прозвучали сто лет тому назад, была революцией национально-освободительной, что главной ее целью было освобождение страны из-под иностранного экономического и политического владычества?  И что покончить с эти внешним господством было невозможно, не покончив с тогдашней русской элитой - то есть с теми, кто служил не своему народу, а своим покровителям из Парижа, Брюсселя и Лондона?

Знают ли нынешние школьники, кто за что сражался и умирал "на той далекой, на гражданской"?

Белые армии, возглавляемые Корниловым, Деникиным и Колчаком, - за восстановление, укрепление и усугубление зависимости России от Запада, за то, чтобы российской промышленностью и российскими финансами по прежнему управляли из Парижа, Брюсселя и Лондона, по существу - за превращение России в полуколонию. Как потом напишет в своих мемуарах Уинстон Черчилль, - не надо думать, будто мы, Антанта, помогали антибольшевистским силам в России, снабжая их оружием. Нет, это они, борясь с большевиками, помогали и служили нам и отстаивали в России наши интересы.

За свободу и независимость России, за ее территориальную целостность воевала Рабоче-крестьянская Красная Армия. И наиболее разумные люди из числа врагов революции это поняли. Василий Витальевич Шульгин в книге воспоминаний "1920 год" воспроизводит такой разговор с одним из друзей по эмиграции:

"Они поняли, что армия должна быть армией. И они восстановили армию... Это первое... Конечно, они думают что они создали социалистическую армию, которая дерется "во имя Интернационала", - но это вздор... На самом деле они восстановили русскую армию... И к концу вообще всего революционного процесса Россия, потерявшая в 1917 году свою старую армию, будет иметь новую, столь же могущественную... Дальше... Наш главный, наш единственный лозунг - Единая Россия... Когда ушел Деникин, мы его не то, чтобы потеряли, но куда-то на время спрятали... А кто поднял его, кто развернул знамя? Знамя Единой России фактически подняли большевики. Конечно, они этого не говорят... Конечно, Ленин и Троцкий продолжают трубить Интернационал. Как будто бы "коммунистическая армия" сражалась за насаждение "советских республик". На самом деле их армия била поляков как поляков. Именно за то, что они отхватили чисто русские области.

- Я с вами совершенно согласен... фактически Интернационал оказался орудием расширением территории ... до границ, где начинается действительное сопротивление других государственных организмов, в достаточной степени крепких. Это будут естественные границы будущей... Российской державы.

- ... Во всяком случае, нельзя не видеть, что русский язык во славу Интернационала опять занял шестую часть суши... И теперь очевидно стало, что, кто сидит в Москве, безразлично, кто это... принужден будет делать дело Иоанна Калиты... собирать воедино русские земли..."

Если те, кто совершил и отстоял революцию, были патриотами, были продолжателями дела Ивана Калиты и Дмитрия Донского, то чье дело продолжают те, кто развалил Советский Союз и поставил на колени Россию? Дело хана Батыя? Дело Адольфа Гитлера?

Политолог Александр Ципко, подвизавшийся одно время на "разоблачении" марксизма, написал однажды, что Михаил Сергеевич Горбачев довел до победы то дело, за которое сражались генерал Корнилов и белая армия. Кинорежиссер Никита Михалков очень хвалил Владимира Владимировича Путина за то, что тот посетил кладбище святой Женевьевы под Парижем. Российский президент, дескать, очень хорошо понимает, за что отдали свои жизни похороненные здесь люди.

Российскому президенту в голову не пришло приехать в свой родной город в день 100-летней годовщины Кровавого воскресенья и склонить голову перед памятью погибших тогда людей. За что погибали тогда простые русские люди - погибали от недоедания, от непосильного труда, от нечеловеческих условий жизни, погибали под шашками и нагайками карателей, - нынешнему российскому президенту и российской элите не только непонятно, но и глубоко неинтересно. Как глубоко неинтересно им то, как живет народ России сегодня.  

*   *   *

Те, кто правит Россией на протяжении по крайней мере последних 13 лет,  являют собой удивительнейший в истории человечества пример предательства своей страны и своего народа. Те, кто правит Россией сегодня, упорно - и с криком "ура!" - вбивают ее в отсталость и зависимость, а ее народ - в нищету и невежество. И поэтому они объявили святым жестокого и полоумного царя, сто лет тому назад расстрелявшего мирную демонстрацию петербургских рабочих. И поэтому они ставят памятники Колчаку.

А мы, помня, что отечество действительно в опасности, давайте, что - ли, повторим пройденное. И начнем с ответа декабристов Пушкину.

31 марта 2005 г., газета "Тера-Пресс"
 
главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
Программист - Odd
Редизайн - Yurezzz

© 2004