Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

Новости
03.08.2014 :: Статья Юрия СЕМЕНОВА \'Советские историки о становлении классового общества в древнем Китае\'

07.11.2009 :: Новелла Антона Павловича ЧЕХОВА \'В Москве\', 1891 г.:  \'...очень умный и необыкновенно важный, косой от зависти, с громадной печен­кой, желтый, серый, плешивый, брожу я по Москве из дому в дом, задаю тон жизни и всюду вношу что-то желтое, серое, плешивое...\' Истмат.РУ посвящает публикацию Николаю Карловичу СВАНИДЗЕ

22.06.2008 :: Небольшая, но исключительно насыщенная статья Юрия СЕМЕНОВА \'Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек\'

21.06.2008 :: Обновлен список печатных научных работ Ю.И. Семенова

04.05.2008 :: Заметка Александра БЛОКА \'Что сейчас делать?..\' написана 90 лет тому назад - в мае 1918 года. В ней высказаны чрезвычайно актуальные сегодня мысли: \'...надлежит знать, что той России, которая была, — нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе <...>... надлежит ... не забывать о социальном неравенстве, не унижая великого содержания этих двух малых слов ни «гуманизмом», ни сентиментами, ни политической экономией, ни публицистикой. Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное.\'

09.01.2008 :: Статья Ф. Энгельса \'Марка\' - одно из центральных произведений, раскрывающих тему \'второго издания крепостничества\' в остэльбской Европе: \'Крепостное право для немецких крестьян в Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурге, Силезии утвердилось с середины, а в Шлезвиг-Гольштейне — с конца XVI столетия и все больше приобретало характер всеобщего закабаления крестьян.<...>
Капиталистический период возвестил в деревне о своем пришествии как период крупного сельскохозяйственного производства на основе барщинного труда крепостных крестьян...
\'

07.01.2008 :: В продолжение темы социально-экономической истории Центральной и Восточной Европы и \'второго издания крепостного права\' - статья Ф.  Энгельса \'К истории прусского крестьянства\' (1885 г.)

10.08.2007 :: Сергей Данилович СКАЗКИН: статья \'Основные проблемы так называемого \'второго издания крепостничества\' в Средней и Восточной Европе\' (1958). Этой работой Истмат.РУ начинает подборку материалов,  посвященных начавшемуся в 16 веке превращению Центральной и Восточной Европы в периферию, эксплуатируемую Западной Европой, где в это время происходит становление \'нормального\' капитализма.  

17.07.2004 :: Истмат.РУ в эфире

 
текущий раздел  ::  От редактора / 
Беспощадно честное знание
     Николай КУДРЯКОВ
    
     БЕСПОЩАДНО ЧЕСТНОЕ ЗНАНИЕ
    
     Выступление на форуме «Литературной газеты»
    
      1/04/2006

     В послесловии к дискуссии «Перестройка. Двадцать лет спустя» (ЛГ № 27’2005) редакция призвала «не прекращать усилий в стремлении понять, кто же мы сегодня и что ждёт нас завтра».
    
     Призыв к серьезному разговору о том, «что происходит» с Россией и в России, с миром и в мире прозвучал в статье Андрея Фурсова «Виновны в непонимании» (ЛГ № 10’2006). Автор бесспорно прав в том, что без постановки вопроса «что происходит?» «…невозможна разработка стратегии геоисторического развития». Бесспорно и то, что неумение поставить этот вопрос «свидетельствует не просто о незрелости, но об инфантилизме тех групп, которые претендовали и претендуют на роль властной и интеллектуальной элиты».
    
     Но если о том, «что происходит» не хочет думать наша нотариально заверенная элита, это не значит, что об этом ничего заслуживающего внимания в современной России не было сказано вовсе.
    
     Вопрос «что происходит» превращается в вопрос о том, есть ли сегодня в России серьезные обществоведы, которые занимаются современной Россией и современным миром; о том, какими школами и именами современное обществознание представлено, какими концепциями вновь добытое понимание России и мира оформлено, в каких научных текстах оно изложено.
    
     Да, действительно, «нам нужно беспощадно честное знание о самих себе», причем не только о холодной войне. Нам нужно беспощадно честное знание о характере, предпосылках и результатах русской революции, о сути «советской цивилизации» и о её месте в истории, о причинах и результатах перестройки, о причинах и последствиях распада СССР, о типе и характере современного российского общества – а тем самым именно о том, «кто мы же сегодня и что ждёт нас завтра». Искомая картина мира должна показывать нам наше прошлое, настоящее и возможные варианты будущего в контексте всемирной истории и стоять на фундаменте серьезной историософской концепции.
    
     Вопрос «что происходит», равносилен вопросу о том, существует ли сегодня эффективный метод познания социальной и исторической реальности, адекватная обществоведческая теория, – поскольку только теоретическое знание выполняет прогностическую функцию. А именно прогноз нам нужен сегодня, если, как отмечала ЛГ в предисловии к дискуссии о перестройке, «если   мы не хотим по-прежнему брести вслепую навстречу судьбе, раз за разом оказываясь совершенно не готовыми к реальным испытаниям».
    
     И нам нужно не только объяснение нашего настоящего и прогноз на будущее. Нам нужен ответ на вопрос, зависит ли это будущее от наших усилий. Нам нужно объяснение, что мы можем и должны делать. Объяснение исторической перспективы нам необходимо как объяснение наших человеческих обязанностей.
    
     Мне кажется, что адекватное теоретическое описание нынешней российской действительности и реалистический прогноз будущего (причем будущего, понимаемого как будущий результат человеческих усилий),  удалось создать российскому историку и философу Юрию Ивановичу Семёнову. Картина мира, созданная Ю. Семеновым, - это, по-моему, и есть та теоретическая основа, которая может быть положена в основу действий по выводу России из тупика.
    
     Юрий Семенов – ученый и педагог с полувековым стажем. Как ученый мирового уровня он заявил о себе в 1964 году уникальной по глубине монографией «Как возникло человечество».
    
     Может возникнуть вопрос – насколько серьёзными могут быть результаты исследований по новейшей истории, когда за эти исследования берется специалист по первобытному обществу и ранним цивилизациям – хотя бы это и специалист с мировым именем?
    
     Только благодаря многолетним занятиям первобытной и древней историей Ю. Семенов сумел добиться выдающихся результатов в осмыслении истории современной. Только специалист по древней истории мог выдвинуть, обосновать и детально разработать идею о том, что общество, сложившееся в СССР на рубеже 20-х 30 годов, по своей структуре было аналогично деспотиям Древнего Востока.
    
     Занятия первобытной историей как ничто другое дисциплинируют и оттачивают разум, приучают мыслить теоретически, искать и находить во всяких изменениях внутреннюю логику и причинно-следственные связи, ставить фундаментальные вопросы: что такое человек, что такое человеческое общество, что такое мораль, что такое собственность и т.п. Кто научился понимать историю первобытности, тот понимает историю как таковую.
    
     Работая как историк первобытности, Ю. Семенов сложился как незаурядный теоретик, философ и специалист в области теории познания. Во многом благодаря культуре мышления, выработанной в работе над историей первобытностью, Ю. Семенов смог написать свою главную на сегодняшний работу  - "Философию истории", которая, как справедливо указано в аннотации, представляет собой «уникальный энциклопедический справочник по философии истории и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе."
    
     В этой книге Ю. Семенов излагает свою теорию исторического процесса и развёртывает целостную и логичную картину всемирной истории, в контексте которой рассмотрена и история России.  
    
     Свою концепцию всемирной истории Юрий Семенов называет глобально-стадиальной. В ней синтезирована существенно обновленная автором теория общественно-экономических формаций и идея «исторической эстафеты».
    
     Принцип исторической эстафеты Юрий Семенов рассматривает как способ смены общественно-экономических формаций. Историческая эстафета – это передача от одних народов к другим роли лидера исторического процесса (то есть роли носителя наиболее передового на данный момент типа общества). Эстафетным образом произошла смена эпохи Древнего Востока на античную, и античной – на феодальную.  Такое понимание исторического процесса помогает понять направленность исторических событий, которые человечество пережило в минувшем XX веке, и которые ему предстоят в веке наступившем.
    
     История XX века – это поиски человечеством нового типа общественного устройства, более высокого, чем зашедший в тупик «нормальный» капитализм. Согласно Ю. Семенову, западный капитализм оказался такой же тупиковой и не способной к преобразованию изнутри формацией, каким была в свое время древневосточная, и затем – античная. И точно так же, как выходом человечества из тупика в свое время оказалась передача исторической эстафеты от народов Ближнего Востока народам Средиземноморья, а затем, от греков и римлян – германским племенам, обитавшим на окраинах Римской державы, - так и теперь выход человечества из тупика и рывок в развитии возможен только через передачу исторической эстафеты, через обретение человечеством нового лидера.
    
     Самым серьезным кандидатом (если не единственно возможным) на роль такого лидера сегодня является Россия.
    
     Первая работа Ю. Семенова по истории России стали достоянием читающей публики в 1993 году, когда вышла его статья под характерным названием «Россия: что с ней случилось в двадцатом веке» Эта статья стала событием. И согласимся, что именно попытками ответить на вопрос, «что случилось с Россией в двадцатом веке», мы, читатели и редакция ЛГ, и занимаемся. В этой статье Ю. Семенов рассмотрел устройство советского общества и его генезис. Суть и выводы этого рассмотрения – в СССР существовало классовое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Всякий господствующий класс подчиняет эксплуатируемых не только прямым насилием (а про истинную природу террора Юрий Семенов здесь рассказал тоже), но и обманом; всякому господствующему классу нужна охранительная идеология - и в СССР господствующий класс в качестве охранительной идеологии приспособил марксизм,  выхолостив и извратив его. Отдельный раздел статьи посвящен рассказу о том, как в СССР выжигался каленым железом подлинный марксизм -  мировоззрение творческое и гуманистическое. Реальный марксизм в СССР стал возрождаться только после смерти вождя, и то только в виде факультатива, которым занимались единицы. Быть марксистом в позднем СССР означало быть оригиналом и фрондёром. (Характерно, что, разоблачая «советский зубодробительный марксизм», А. Ципко никогда не называет имен. А мы давайте вспомним, например, Эвальда Васильевича Ильенкова).  Показав, что из себя представлял советский строй, и в чем была его позитивная и созидательная роль, Ю. Семенов объяснил, почему он себя исчерпал и нуждался в замене.  
    
     В 1995 году выходит статья «Россия: что с ней было, что с ней происходит, и что её ожидает в будущем». В этой работе рассмотрены основные результаты так называемой радикальной экономической реформы и показано, что эти результаты следует рассматривать только как национальную катастрофу.
    
     А что же, еще раз, произошло с Россией? Где мы находимся сейчас, и что мы должны делать?
    
     «Периферийный капитализм» - вот диагноз современного российского общества. Это понятие сейчас на слуху, и многие согласны с тем, что  именно такого типа общества имеет место сейчас в России. Ю. Семенов сказал об этом первым, и сделал из признания этого факта очень далеко идущие выводы.
    
     Выводы этот таковы – капитализм как мировая система с самого начала своего существования представляет собой геоэкономическую систему - симбиоз центра и периферии; центра - передового в культурном, экономическом и военном отношении, и периферии - отсталой, слабой, зависимой от центра и  эксплуатируемой центром. Процесс, который когда-то был назван «развитием капитализма вширь», свелся не к всемирному распространению «нормального капитализма», не к преобразованию мира по образу и подобию Западной Европы, а к превращению мира в огромную периферию Запада. За пределами своей исторической родины капитализма – то есть за пределами Западной Европы – «нормальный капитализм» прижился только в немногих местах – в Северной Европе, и в европейских колониях переселенческого типа - в США, Канаде,  Австралии и Новой Зеландии. Единственным неевропейским народом, построившим «нормальный» капитализм, оказались японцы.
    
     В конце 19 – начале 20 века по миру прокатывается волна революций, целью которой было освобождение от периферийной зависимости. В числе этих революций была революция в России. В советской историографии был период, когда Россия считалась «полуколонией» промышленно развитых европейских стран. Полуколонией Россия, конечно, не была. Сохраняя статус великой европейской державы, Россия находилась в положении младшего партнера и клиента европейских держав. Россия была страной периферийного капитализма.
    
     Ю. Семенов напоминает, что к октябрю 1917 г. чистый внешний долг России достиг величины в 14 млрд. 860 млн. рублей, или по паритету, $ 5 млрд. 937 млн. Что из всей внешней задолженности всех стран мира, составлявшей в 1917 г. сумму в $ 16 млрд. 385 млн., составляло свыше одной трети.   Это был самый крупный в мире внешний долг.
    
     Понимание Октябрьской революции как призванной покончить с периферийным и зависимым состоянием России, как революции социорно-освободительной – вот, по-видимому, единственно справедливый взгляд на русскую революцию, который предлагает Юрий Семенов.          
    
     Из страны периферийного капитализма в полуколонию Россия превратилась бы, если бы в гражданской войне победили белые армии. Этого не случилось, потому что новая власть, создав боеспособную армию и опираясь на поддержку большинства населения, отстояла  независимость и территориальную целостность России.
    
     Октябрьская революция не была социалистической, и социализма в СССР никогда не было. Сложившееся к концу 20-х годов общественное устройство исключало доступ народных масс к управлению обществом и средствами производства и ставило большинство народа в положение эксплуатируемых. Но это же общественное устройство обеспечило беспрецедентную степень концентрации ресурсов и невиданные в истории темпы экономического и культурного развития. Потом эти общественные отношения полностью изжили себя и стали тормозом для дальнейшего развития. В начале 80-х годов страна встала перед необходимостью замены общественного устройства. Страна была поставлена перед необходимостью социальной революции. Так называемая перестройка и явилась, с одной стороны, попыткой верхов совершить эти назревшие – революционные по своей сути - перемены, а с другой – попыткой этих же верхов сохранить и упрочить своё положение.  Попытка обновления и оздоровления общества советской элите не удалась. Зато ей удалась попытка усилить своё господство.
    
     Сохранить и упрочить свое положение номенклатуре удалось, расчленив страну и сдав её. Горбачёвщина – это идеология и технология сдачи своей страны правящим классом, - выжившим из ума и потерявшим всякую социальную ответственность.  Горбачёвщина – это победа и торжество «белого дела». Канонизация Николая II, памятник Колчаку, возвращение праха Деникина – это не символы примирения. Это символы торжества. Сегодняшний православно-монархический и белогвардейский декор - это знаковое оформление поражения России перед внешним миром. В России произошла реставрация периферийного капитализма. Россия вновь стала младшим партнером и клиентом. Сегодняшние правители России - Греф, Кудрин, прочие - это люди с психологией временщиков и эмигрантов.
    
     С распадом СССР и реставраций в России периферийного капитализма закончилась всемирно-историческая эпоха, которая началась в 1917 году и которая называлась «Новейшей историей».
    
     Мир вновь разделен на передовой центр, обладающий абсолютным превосходством, и отставшую во всех отношениях  периферию. Разница между началом XX и XXI века, безусловно, есть. Центр сегодня, несмотря на тактические разногласия, в главном сплочен и солидарен. Он солидарен в решимости сохранить и укрепить свое господство. Центр эволюционировал к тому варианту, который когда-то предполагал Карл Каутский и возможность которого категорически отрицал Ленин: центр стал ультраимпериалистическим. Открытый конфликт между странами центра невозможен. Центр стал сильнее, и в этом смысле ситуация в мире гораздо хуже, чем сто лет тому назад.
    
     Периферия,  в отличие от ситуации в начале XX века, не вся является зависимой. К независимой периферии относятся Китай, Иран, Вьетнам, Куба, Беларусь. В сегодняшнем дне этих стран материализованы результаты двух волн национально-освободительных революций, прокатившихся по земному шару на рубеже XIX –XX веков и в середине  XX века.
    
     Но время работает против немногих независимых народов, время работает против человечества. Зона независимой периферии постоянно несет потери.  В странах зависимой периферии зависимой на смену умеренно прозападным лидерам к власти приходят откровенные марионетки – как на Украине и в Грузии. По мере того, как центр расширяет зону господства, сокращается срок, отмеренный для исторического бытия немногих независимых народов
    
     С распадом СССР и с возвращением России в разряд периферийных зависимых стран, развитие человечества идет по нисходящей траектории. Окончательная победа Запада, окончательное превращение периферии в периферию зависимую, окончательная колонизация планеты Земля Западом обозначит на Земле начало конца цивилизации как таковой.
    
     Человечеству нужен мобилизационный план. Человечеству нужен плацдарм стратегического развертывания. Человечеству нужен исходный рубеж для контратаки. Таким плацдармом может быть только военно-политический альянс России, Индии и Китая. Идея формирования такого союза была выдвинута и обоснована независимо друг от друга Юрием Семеновым и другим российским ученым – востоковедом Александром Григорьевичем ЯКОВЛЕВЫМ.
    
     К сожалению, эта идея по сей день остаётся «вещью в себе». Она не востребована ни российской правящей элитой, ни левой оппозицией.
    
     Перспектива создания «Восточного НАТО», которая приводит в содрогание западных политиков, должна стать национальной идеей для всех думающих и любящих Россию людей.
    
     Но прежде чем стать инициатором и лидером «Восточного НАТО», Россия должна перестать быть холопом «Большой семерки», должна покончить с собственным зависимым состоянием. Россия должна совершить социорно-освободительную революцию. Ю. Семенов впервые написал об этом в 1999 году. После 2005 года перспектива революции стала обсуждаться обществом.  
    
     Сегодня наше беспощадно честное знание о самих себе должно заключаться в беспощадно-честном понимании и принятии русской революции – и той, первые раскаты которой прогремели ровно сто лет тому назад. И той, которая должна спасти Россию снова.
Август-91: что привело советских инженеров к стенам \'Белого дома\'
Аминь или Банзай?
Атомная тревога
Беспощадно честное знание
В России всё спокойно?
Виртуальная монархия фельдмаршала Гинденбурга
Высокий класс среднего уровня
Дали стране угля
Другая \'восьмерка\'
Забастовка, которой не было
Из глубины идет домой
К нам ломится чудовище
Командор танцует танго
Крылатый металл для обреченных ползать
Мы поедем на таксо
О медведях, волках и баранах
От кого защищать отечество?
Право на революцию
Принести в жертву олигархию
Продление ресурса или продление агонии?
Продление ресурса или продление агонии? - 2
ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ
Революция говорит по-русски
Россия атомная: 23 ступени вниз
Средний класс - это те, чьи дети не воюют в Чечне
Сто дней одиночества
Тест
Упражнения с лентой
Царские шмотки
ШЕСТАЯ БАСТИОННАЯ
`Измените мир, он в этом нуждается!` Тезисы 100-летию Октябрьской революции.
 
главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
Программист - Odd
Редизайн - Yurezzz

© 2004