Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

Новости
03.08.2014 :: Статья Юрия СЕМЕНОВА \'Советские историки о становлении классового общества в древнем Китае\'

07.11.2009 :: Новелла Антона Павловича ЧЕХОВА \'В Москве\', 1891 г.:  \'...очень умный и необыкновенно важный, косой от зависти, с громадной печен­кой, желтый, серый, плешивый, брожу я по Москве из дому в дом, задаю тон жизни и всюду вношу что-то желтое, серое, плешивое...\' Истмат.РУ посвящает публикацию Николаю Карловичу СВАНИДЗЕ

22.06.2008 :: Небольшая, но исключительно насыщенная статья Юрия СЕМЕНОВА \'Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек\'

21.06.2008 :: Обновлен список печатных научных работ Ю.И. Семенова

04.05.2008 :: Заметка Александра БЛОКА \'Что сейчас делать?..\' написана 90 лет тому назад - в мае 1918 года. В ней высказаны чрезвычайно актуальные сегодня мысли: \'...надлежит знать, что той России, которая была, — нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе <...>... надлежит ... не забывать о социальном неравенстве, не унижая великого содержания этих двух малых слов ни «гуманизмом», ни сентиментами, ни политической экономией, ни публицистикой. Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное.\'

09.01.2008 :: Статья Ф. Энгельса \'Марка\' - одно из центральных произведений, раскрывающих тему \'второго издания крепостничества\' в остэльбской Европе: \'Крепостное право для немецких крестьян в Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурге, Силезии утвердилось с середины, а в Шлезвиг-Гольштейне — с конца XVI столетия и все больше приобретало характер всеобщего закабаления крестьян.<...>
Капиталистический период возвестил в деревне о своем пришествии как период крупного сельскохозяйственного производства на основе барщинного труда крепостных крестьян...
\'

07.01.2008 :: В продолжение темы социально-экономической истории Центральной и Восточной Европы и \'второго издания крепостного права\' - статья Ф.  Энгельса \'К истории прусского крестьянства\' (1885 г.)

10.08.2007 :: Сергей Данилович СКАЗКИН: статья \'Основные проблемы так называемого \'второго издания крепостничества\' в Средней и Восточной Европе\' (1958). Этой работой Истмат.РУ начинает подборку материалов,  посвященных начавшемуся в 16 веке превращению Центральной и Восточной Европы в периферию, эксплуатируемую Западной Европой, где в это время происходит становление \'нормального\' капитализма.  

17.07.2004 :: Истмат.РУ в эфире

 
текущий раздел  ::  От редактора / 
Упражнения с лентой

Николай Кудряков



УПРАЖНЕНИЯ С ЛЕНТОЙ



Размышления о том, зачем нам нужна историческая память



Может, не надо никаких георгиевских ленточек? – размышляет корреспондент сосновоборской городской газеты «Тера-Пресс» Ирина Севостьянова в статье «Акция забвения» (номер от 30 апреля). Действительно, мы сплошь и рядом видим примеры того, насколько не по назначению народ распоряжается этими ленточками. Эти ленточки мы видим то вплетенными в косички, то повязанными на карманы джинсов, а то и просто брошенными в грязь.

А происходит это, по мнению автора,  потому что идет в принципе нормальный процесс вытеснения из общественного сознания образа войны как чего-то актуального. Война все дальше и дальше уходит в прошлое, поэтому-де память о войне как явление массового сознания перестаёт быть насущно необходимой, перестает быть актуальной – вот поэтому, по мнению автора, нынешним школьникам уже все равно, кто с кем воевал.

Можно было бы, скрепя сердце, согласиться с автором, если бы потеря памяти о войне была бы действительно всеохватным и действительно стихийным, естественным процессом. Беда в том, что память о войне уходит из России как-то выборочно. Память о том, что это была великая война даже не за свободу, а за существование, за само историческое бытие целых народов – такая память из России действительно уходит.

И почему-то все прочнее в России приживается память о завоевателях, о карателях и палачах. Все громче заявляют о себе люди - и подростки, и вполне половозрелые дяденьки, - которые победу Советского Союза считают историческим недоразумением. Разве память о Победе уходит в прошлое, если есть люди, которые все громче огорчаются факту этой победы! Кто-то ведь в нынешней России финансируeт фильмы, где Красная армия изображается ордой убийц и мародеров! Кто-то ведь заполняет телевизионный эфир «разоблачениями» Александра Матросова и Зои Космодемьянской!

Как можно считать, что новому поколению уже все равно, кто с кем воевал, если в своеобразную моду входит игра в войну на стороне вермахта? Множатся военно-исторические, с позволения сказать клубы, члены которых собирают оружие, обмундирование, снаряжение, знаки отличия и награды Третьего рейха. Это уже не просто ритуал, где формой заслонено содержание – нет, эти ребята примеряют не только мундиры, они примеряют систему ценностей, примеряют психологию сверхчеловеков. А тех, кто возмущается, считают «совками», лишенными широты взглядов на историю. Широта взглядов на историю в новой «демократической» России дошла до того, что в Москве был поставлен памятник группенфюреру СС фон Паннвицу и его подручным из русской белой эмиграции. Кто-то ведь поставил этот памятник! Кто-то ведь собирался около него! Кто-то ведь не давал его сносить!

И кто-то ведь людей, сотрудничавших с нацистами и разделявших их идеи, навязывает нынешней России как больших русских патриотов. За примерами ходить далеко не надо – в великие русские философы недавно возведен презиравший русский народ фашиствующий демагог Иван Ильин. А последователи Ивана Ильина есть даже в нашем Сосновом Бору. Некто, под псевдонимом Герман, постоянно выступает в городских интернет-конференциях, убеждая народ, что нацизм – это интереснейшее культурное и духовное явление, и что всякий образованный и думающий человек должен изучать первоисточники.

И этот, с позволения сказать, культурный процесс, это приобщение к первоисточникам носит отнюдь не стихийный характер. И на фоне этого процесса ежегодная раздача ленточек выглядит особенно убого.

Впрочем, дело даже не в ребятах, играющих в наци. Главное, что в постсоветской России существует та экономическая основа, из которой вырос фашизм. Дело в том, что не очень многочисленная, но достаточно влиятельная часть российской элиты живет в России, как в побежденной и оккупированной стране. Дело в новоявленных сверхчеловеках, живущих на Рублевском шоссе за четырехметровыми заборами. Эти люди считают себя победителями, и их общественное положение – это и есть та почва, на которой в нынешней России произрастают человеконенавистнические настроения и движения. Это на их деньги снимаются такие фильмы, как «Полумгла» и «Сволочи»

Но самое главное, что новоявленные российские сверхчеловеки не с неба свалились. Они – порождение общемировой экономической ситуации. Они, как написал итальянский журналист Джульетто Кьеза в книге «Прощай, Россия», «…успели разбогатеть, сплотиться, стать частью прочной паутины, окутавшей мир в конце века.» Дело именно в опутывающей мир паутине глобального ультраимпериализма, в том, что на исходе ХХ века мир столкнулся с очередными претендентами на мировое господство.

С одним из проявлений этого явления мы столкнулись совсем недавно. Сосновоборский алюминиевый завод - это был чисто колониальный проект, когда все сырье должно было привозиться, вся продукция - вывозиться, а все отходы – оставаться у нас [1]. Кстати, про алюминий. Кто читал откровенное до наглости интервью российского алюминиевого короля Олега Дерипаски (где он объясняет, что никакой демократии в России крупный капитал не допустит), тот мог воочию убедиться, что всякий человек, ставший частью опутавшей мир паутины – это достойный наследник капитанов германской промышленности, посадивших Гитлера в кресло германского премьера.

Да, та война,  война с Круппом, Тиссеном и Гитлером и победа над ними – это прошлое. Но уроки той войны и той победы от этого не становятся менее актуальными. Напротив! Борьба с опутавшими мир наследниками Круппа и Гитлера – это наш сегодняшний день, и в еще большей степени - это наше будущее. Нынешний мир, в котором после распада СССР вновь безраздельно господствует Запад – это мир, стоящий на пороге великих потрясений, сравнимых только с великими войнами и великими революциями XX века. Суть надвигающихся событий определяется непримиримым конфликтом интересов небольшой группы промышленно развитых стран Запада и остального человечества. Исход борьбы в решающей степени зависит от того, что из себя будет представлять и на чьей стороне окажется Россия. А чем нынешняя Россия отличается от России советской? Ныне покойный Александр Зиновьев, российский историк и публицист, сказал однажды, что в Великой Отечественной войне победил советский десятиклассник. А тогдашний десятиклассник понимал, что война – будет. И ему было не все равно, кто в этой войне победит.

Очень характерная деталь из материала И. Севостьяновой – нынешние выпускники очень удивляются, узнав, что мы в той войне воевали не с Америкой. Да, это невежество. Но даже нынешний подросток, жертва реформы образования, чувствует, что современные США занимают в истории то место, которое когда-то принадлежало гитлеровской Германии - место врага человечества, агрессора номер один. И такое подсознательное понимание обнадеживает, потому что историческое сознание – это не столько память о минувшем, сколько предчувствие будущего.

Нам осталось понять, что Россия в современном мировом раскладе обязана занять то место, которое когда-то принадлежало Советскому Союзу – место инициатора и лидера антиамериканского, антинатовского, антизападного военно-политического союза. А для этого Россия должна коренным образом изменить свое внутренне состояние, в том числе – свою культурную парадигму. Так что дело не ленточках. Дело в том, что в упражнения  с лентой превращено не только празднование Дня победы. Освещение всей отечественной истории в современной России успешно превращено в акробатический этюд и настолько покрыто фальшивым пафосом и безмыслием, что невозможно понять, кто мы такие, в какое время мы живем, и чего от нас ожидает история.

Да, печально, что раздачей ленточек подменяется серьезный разговор о прошлом, настоящем и будущем России. Но если даже при нынешнем качестве нашей культурной и политической элиты такой разговор пока невозможен, от этого ленточка не перестает быть символом русской воинской славы, символом Георгиевского креста и медали «За победу над Германией». Стоит хотя бы раз в год приколоть на лацкан ленточку цветов российской гвардии, чтобы показать свое несогласие с теми, кто сегодня примеряет мундир вермахта, звездно-полосатые футболку или оранжевую – «помаранчовую» - косынку.

Нужно не от ленточки отказываться. Мы должны прийти к тому, чтобы 9 мая и 23 февраля и в России, и над российскими посольствами - в том числе в Риге и в Киеве - вывешивался красный флаг с пятиконечной красноармейской звездой и серпом и молотом. Чтобы все знали, кто мы, откуда и зачем.


г. Сосновый Бор, 8 мая 2009 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. О проекте Сосновоборского алюминиевого завода на Истмат.Ру см.: "К нам ломится чудовище" и "Крылатый металл для обреченных ползать"
Август-91: что привело советских инженеров к стенам \'Белого дома\'
Аминь или Банзай?
Атомная тревога
Беспощадно честное знание
В России всё спокойно?
Виртуальная монархия фельдмаршала Гинденбурга
Высокий класс среднего уровня
Дали стране угля
Другая \'восьмерка\'
Забастовка, которой не было
Из глубины идет домой
К нам ломится чудовище
Командор танцует танго
Крылатый металл для обреченных ползать
Мы поедем на таксо
О медведях, волках и баранах
От кого защищать отечество?
Право на революцию
Принести в жертву олигархию
Продление ресурса или продление агонии?
Продление ресурса или продление агонии? - 2
ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ
Революция говорит по-русски
Россия атомная: 23 ступени вниз
Средний класс - это те, чьи дети не воюют в Чечне
Сто дней одиночества
Тест
Упражнения с лентой
Царские шмотки
ШЕСТАЯ БАСТИОННАЯ
`Измените мир, он в этом нуждается!` Тезисы 100-летию Октябрьской революции.
 
главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
Программист - Odd
Редизайн - Yurezzz

© 2004