Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я    

Содержание

А

  •  АВСТРАЛОПИТЕКИ
  •  АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
  •  АРХАНТРОПЫ
  •  АТЛАНТРОПЫ
  •  АШЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
  •  
    текущий раздел  ::  Словарь /  А /  АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
    Словарь

    АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ

    Антропосоциогенез (от греч. антропос — человек, лат. societas — общество, греч. генезис — происхождение) — процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию. Двумя его неразрывно связанными сторонами являются: 1) превращения непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека — антропогенез и 2) трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество — социогенез. Начался он примерно 1,8 млн лет тому назад и завершился около 40 тысяч лет тому назад. По археологической периодизации это ранний палеолит. Люди, жившие в эту эпоху, были людьми еще только формирующимися — пралюдьми. Пралюди жили в формирующемся обществе — праобществе. Основой антропосоциогенеза был процесс развития производственной деятельности, становления общественного производства.

    Уже поздние предлюди (см.) — хабилисы, перешли от использования готовых, данных природой орудий, что было характерно для ранних предлюдей — австралопитеков, к изготовлению орудий и использованию этих, созданных ими орудий. Вскоре производственная деятельность превратилась в основное условие их существования. Настоятельной необходимостью стало ее развитие, совершенствование. Но этому препятствовали, во-первых, отсутствие у хабилисов языка и мышления, во-вторых, зоологический индивидуализм, господствовавший в их объединениях — стадах. Хабилисы были животными и, как у всех животных, основными стимулами их поведения были биологические инстинкты, прежде всего такие, как пищевой и половой. Эти инстинкты были индивидуалистическими.

    Когда животные живут не в одиночку, а в составе объединения, то неизбежно должны были иметь место постоянные столкновения стремлений разных особей удовлетворить свои инстинкты. Поэтому необходимое условие существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения — систематическое согласовывание сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в их состав. Оно осуществляется путем доминирования.

    Доминирование есть такого рода отношение между днумя животными, при котором одно животное получает возможность удовлетворить свои инстинкты, не считаясь с потребностями другого животного и даже за его счет, а это второе животное вынуждено воздерживаться от удовлетворения своих инстинктов, если это стремление приходит в противоречие со стремлениями первого животного. Первое животное занимает положение доминирующего (господствующего), а второе— доминируемого (подчиненного). Доминирующим, как правило, становилось физически более сильное животное, доминируемым — физически более слабое. Доминирование представляет собой наиболее зримое проявление зоологического индивидуализма. В зоологическом объединении отношения доминирования устанавливаются между всеми животными, исключая детенышей. Элементарные отношения доминирования, существующие между каждыми двумя взрослыми животными, образуют сложную иерархическую систему, в которой каждое животное занимает определенное место. Только одно из животных может быть доминирующим. Оно в таком случае имеет высший ранг и играет роль вожака. Большинство членов объединения становятся господствующими по отношению к одним и подчиненными но отношению к другим. На самом низу находятся животные, которые являются только доминируемыми.

    Уже у хабилисов важной формой обеспечения существования стала охота. В силу господства в их стадах доминирования основная часть мяса доставалась доминирующим особям, доминируемые члены объединения получали мало или совсем ничего. На определенном этапе эта зоологическая форма распределения продукта стала препятствием на пути прогресса производственной деятельности. Возникла объективная необходимость в качественно иных отношениях распределения, суть которых должна была заключаться в том, что все члены объединения без исключения должны были получить равный доступ к мясу. А это предполагало возникновение строжайшего запрета физически сильным членам объединения лишать более слабых доступа к мясу. Так стали возникать отношения распределения, которых не могло быть в животном мире, отношения принципиально иные — социальные, отношения вначале общей собственности (см.) на мясо, а затем и все предметы потребления и орудия производства, отношения первобытно-коммунистические, коммуналистические. Животный эгоизм мог быть обуздан только человеческим, социальным коллективизмом.

    Новые, социальные по своей природе отношения были несовместимы с зоологическим индивидуализмом. Возникая, они стали обуздывать, ограничивать отношения биологические, вводить их в социальные рамки. Новые, социальные отношения требовали и предполагали, возникновение общественной воли, а тем самым и индивидуальной воли, которая невозможна без мышления. Возникновение мышления и воли требовало развитие производственной деятельности и самой по себе. Чтобы она могла успешно развиваться, она должна была из условно-рефлекторной, каковой является деятельность высших животных, начать превращаться в сознательную, целенаправленную. Общественная воля всегда проявляется в нормах. Первые нормы были запретами, причем особого рода, которые принято называть табу  (см.). Совокупность табу образовывало первую форму общественной воли — табуитет  (см.). С появлением социальных, коммуналистических отношений распределения и общественной воли стадо хабилисов превратилось в формирующееся человеческое общество — праобщество, а сами они из животных превратились в формирующихся людей — пралюдей.

    В эпохе праобщества выделяются два основных периода: (1) этап архантропов (питекантропы, синантропы, атлантропы и т. п.), начавшийся 1,8 млн лет тому назад и закончившийся 0,3—0,2 млн лет тому назад, и сменивший его (2) этап палеоантропов (неандертальцев), начавшийся 300 — 200 тыс. лет тому назад и завершившийся 35 — 40 тыс. лет тому назад. С этапом палеоантропов связано появления памятников, неопровержимо свидетельствующих об утверждении в праобщинах этих пралюдей первобытно-коммунистических (коммуналистических) отношений распределения, развитии рационального мышления, формировании различных норм поведения, зарождении магии (см.), тотемизма (см.) и начатков искусства (см.). Пищевой инстинкт был полностью обуздан и введен в социальные рамки еще на стадии праобщества. Сложнее обстояло дело с половым инстинктом.

    С появлением коммуналистического распределения и соответственно пищевого табу, запрещавшего отстранять кого бы то ни было от мяса, доминирование начало рушиться во всех сферах жизни пралюдей, включая удовлетворение полового инстинкта. Старое биологическое регулирование отношений между полами исчезло, а новое не возникло. В результате отношения между полами в праобщине пралюдей стали беспорядочными, никак не регулируемыми или, иначе, промискуитетными.

    Неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно не вело к открытым столкновениям, расстраивало хозяйственную жизнь формирующейся общины (праобщины), особенно сказываясь на тех ее формах, которые требовали для своего успеха сплоченности всех ее членов. Важнейшей из них была охота. Поэтому развитие пошло по линии запрета половых отношений между членами коллектива в период, предшествовавший охоте и самой охоты. Во всяком случае, как свидетельствуют данные этнографии, половые охотничьи табу и шире — вообще табу, связанные с различными видами хозяйственной деятельности, имели в прошлом человечества универсальное распространение. Люди, принадлежавшие к самым разным первобытным обществам, были глубоко убеждены, что воздержание от половых отношений в течение определенного времени (от одного дня до нескольких недель и даже месяцев) перед, скажем, охотой — необходимое условие ее успеха, что нарушение полового табу неизбежно влечет за собой неудачу.

    В результате появление половых табу жизнь праобщины стала стоять из чередования периодов, когда половые отношения были возможны, и периодов, когда они были строжайше воспрещены. Праобщина раздвоилась во времени на группу, в которой были возможны половые отношения, и на объединения, в котором они были строжайше воспрещены, где безраздельно господствовала акойтия  (от греч. а — отрицание, коитус — половой акт). Общая тенденция развития состояла в сокращении времени, в течение которого половые отношения были возможны, т. е. нарастании периодов акойтии.

    Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри праобщины толкало к поискам половых партнеров в других общинах. В свою очередь, завязывание половых отношений между членами разных праобщин делало возможным полный запрет половой жизни внутри каждого из первобытных коллективов. Когда этот запрет окончательно утвердился и частичная, временная акойтия превратилась в полную, каждая праобщина превратилась в род (см.) и соответственно, возникла дуально-родовая организация  (см.). С ее появлением половые связи перестали быть неупорядоченными, промискуитетными. Они были введены в социальные рамки. На смену промискуитету пришел групповой дуально-родовой брак (см.).

    Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание и введение в социальные рамки двух важнейших биологических инстинктов — пищевого и полового. Первым был обуздан пищевой. Возникли первобытно-коммунистические отношения распределения. С появлением дуально-родового брака был обуздан и поставлен под социальный контроль половой инстинкт. Тем самым завершился процесс становления человека и общества. С завершением антропосоциогенеза на смену эпохе праобщества пришла эпоха существования и развития готового, сформировавшегося человеческого общества, первой формой бытия которого было первобытное общество (см.). Вместе с готовым обществом возникли и готовые, сформировавшиеся люди — неоантропы, или Homo sapiens.

    В течение всего раннего палеолита шел процесс эволюции человека как биологического вида. Между архантропами, палеоантропами и неоантропами существуют значительные биологические различия, которые, во всяком случае, не могут быть оценены ниже видовых. Процессе превращения архантропов в палеоантропов, а их — в неоантропов с точки зрения биологии не может рассматриваться иначе, как процесс видообразования, возникновения новых биологических видов.

    С появлением неоантропа развитие человека как биологического вида прекратилось. Это отнюдь не означает, что человек вообще перестал развиваться. Наоборот, только с появлением неоантропов началось стремительное, непрерывно убыстряющееся развитие человека. Если за 1,8 млн лет существования праобщества все успехи людей в области производства сводятся к движению от двух-трех видов каменных орудий к несколько десяткам их типов, к использованию, кроме камня и дерева, кости и рога и освоению огня, то за последние какие-то 40 тысяч лет человечество прошло путь от каменного топора и деревянного копья до атомных электростанций, космических кораблей и компьютеров. Но все эти колоссальные изменения не затронули человека как биологический вид. Человек коренным образом изменился, но не как биологическое, а как социальное существо. Все это свидетельствует о том, что с появлением неоантропа сформировалось общество, и развитие человечества стало безраздельно определяться социальными закономерностями.

    Ю.И. Семенов

    В кн.: Социальная философия: Учебный словарь. — М.: Академический Проект, 2008. с. 12-17.

    *   *   *

    Из ранних редакций:

    АHТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ -  единый процесс, двумя неразрывно связанными сторонами которого являются:(1)превращения непосредственного животного предка человека (хабилиса) в человека (антропогенез) и (2) трансформация биологического объединения (стада) животных предков человека в человеческое общество (социогенез). Начался он, примерно,  1,6 млн. лет тому назад и завершился около 35-40 тысяч лет тому назад. Люди, жившие в эту эпоху, были людьми еще только формирующимися (пралюдьми). Формирующимся было и их общество. Праобщество существовало как
    множество формирующихся первобытных общин - праобщин.
          
         Суть процесс становления общества состояла в обуздании зоологического индивидуализма зарождавшимися бщественными, прежде всего социально-экономическими отношениями (см. общественные отношения,
    собственность), и возникавшей как их выражение и проявление общественной волей. Эти зарождавшиеся общественные связи были первобытно-коммунистическими, коллективистическими (см. первобытное общество). Животный эгоизм мог быть обуздан только человеческим, социальным коллективизмом. Социогенез закончился, когда биологические инстинкты были поставлены под контроль утвердившихся социальных сил, когда возникли нормы поведения, которые были обязательны для всех членов объединения. Вполне понятно, что социально-экономические, то есть производственные, отношения не могли возникнуть без появления производства. Зарождение и утверждение производства было основой антропосоциогенеза.
            
         В эпохе праобщества довольно вственно выделяются два основных периода: (1) этап архантропов ([]питекантропы,[] []
    синантропы, атлантропы и т.п.), начавшийся 1,6 млн. тому назад и закончившийся  0,3-0,2 млн. тому назад,  и сменивший его этап палеоантропов (неандертальцев), начавшийся 300-200 тыс. лет назад и завершившийся 35-40 тыс. лет назад.
        
         С  этапом палеоантропов  связано появления памятников, свидетельствующих  об утверждении в праобщинах этих пралюдей коммуналистических отношений распределения, развитии рационального мышления, формировании различных норм поведения, зарождении магии, тотемизма и начатков искусства.
        
          Ю.И. Семенов
        
          Лит.:

          1. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., "Наука". 1966. 576 с.; его же  Как возникло человечество. Изд. 2-е с новым предисловием и приложениями. М. Государственная  публичная историческая библиотека России. 2002. 790 с.
        
          2.   Семенов Ю.И.  Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение
    человеческого общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1997. 202 с.
     
    главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
    Программист - Odd
    Редизайн - Yurezzz

    © 2004